Картинки и грандиозные живописные полотна: оркестр Мариинского театра сыграл на псковской сцене лучшие произведения Мусоргского
24 апреляВ Большом концертном зале Псковской областной филармонии состоялся концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Народного артиста России Валерия Гергиева.
В Большом концертном зале Псковской областной филармонии в рамках 50-го Фестиваля русской музыки имени М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова и фестиваля «Гений места» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив состоялся концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Народного артиста России Валерия Гергиева.
В программу этого выступления вошли три самые любимые публикой произведения Модеста Петровича Мусоргского, 185-летие которого мы отмечаем в этом году: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», симфоническая картина «Ночь на лысой горе» и цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» в оркестровке Мориса Равеля.
Когда музыканты начали заходить в концертный зал, публика встретила оркестр Мариинского театра не просто аплодисментами, а бурными овациями, уже заранее воздавая должное непревзойдённым профессионалам из Северной столицы.
Наблюдать за тем, как Валерий Гергиев дирижирует, было отдельным удовольствием. Когда маэстро раскинул руки и его ладони затрепетали, невозможно было избавиться от иллюзии, что их связывают с оркестрантами невидимые нити, по которым великий дирижёр посылает музыкантам тонкие вибрации.
Музыканты Симфонического оркестра Мариинского театра демонстрировали какое-то особенное приятное возбуждение. В некоторые моменты они улыбались друг другу или одобрительно качали головой, явно восторгаясь слаженностью оркестра и наслаждаясь усиливающейся от этого синергией.
Фестиваль Мариинского театра «Гений места» открылся 22 марта на родине Николая Андреевича Римского-Корсакова – в Тихвине. Псков стал вторым городом, который посетили оркестранты из старейшего музыкального театра России, чтобы воздать должное земле, откуда родом ещё один величайший русский композитор – Модест Петрович Мусоргский. Поэтому с первых чарующих звуков увертюры к опере Мусоргского «Хованщина» псковичи прочувствовали свою сопричастность этому гениальному произведению, которое как никакое другое выражает наш национальный характер и загадочную душу. А также несёт всему миру свет, зародившийся не где-нибудь, а на псковской земле.
В то время, как музыканты из Санкт-Петербурга виртуозно рисовали звуками эпическую картину утренней зари, которая начинается с узкой полоски света на горизонте, а потом разливается по небу, как пожар в степи, псковичи, конечно же, размышляли о том, где композитор наслушался этих утренних петухов, откуда он на самом деле привнёс в мировую оперу эти до боли знакомые народные напевы. Разумеется, всем этим Мусорсгский напитался на своей малой родине – в Псковской губернии, где он провёл лучшие годы своей жизни. И это стократ увеличивало мощнейшее впечатление от музыкального произведения, которое давно уже снискало всемирную славу.
Но всего ярче гений Мусоргского проявился в цикле «Картинки с выставки», поскольку оно раскрывает нашего прославленного земляка как настоящего музыкального Илью Репина. И одновременно это спектакль без слов, созданный по всем законам драматического искусства, – увлекательный и полный неожиданных сюжетных поворотов.
Несомненно и то, что для любого оркестра это произведение Модеста Петровича Мусорского – наилучший способ продемонстрировать своё мастерство. Что и подтвердилось на концерте Симфонического оркестра Мариинского театра в Псковской областной филармонии.
Валерий Гергиев во время исполнения этого произведения тоже казался живописцем, как будто у него в руке была не дирижёрская палочка, а кисть, с помощью которой он то создавал тончайшее сфумато, едва касаясь невидимого холста, то нагромождал яркие цветовые пятна и резкие линии, как на картинах Кандинского.
Ещё не угасли последние аккорды «Картинок», как зал Псковской областной филармонии взорвался криками «браво!», а слушатели один за другим начали подниматься со своих мест, чтобы поаплодировать музыкантам стоя.
Гостей из Санкт-Петербурга не пришлось долго уговаривать выступить на бис. В довесок к великолепному концерту Мусоргского они исполнили колыбельную и финал сюиты из балета Игоря Стравинского «Жар-птица».
На контрасте с драматичными «Картинками с выставки» колыбельная Стравинского сперва как будто начала обволакивать слушателей колдовским очарованием струнных инструментов, но мало-помалу псковичи начали догадываться, зачем Валерий Гергиев включил в концерт, посвящённый Мусоргскому, это произведение. Маэстро явно хотел продемонстрировать нам преемственность русской школы классической музыки. Поскольку Стравинский, так же, как и его великие предшественники, включал в свои произведения русские народные напевы, и так же, как они, умел широкими мазками создавать грандиозные симфонические картины.
Во второй раз музыкантам Мариинского театра кричали «браво» даже из-за кулис Большого концертного зала Псковской областной филармонии. А самые внимательные ещё к тому же успели заметить, что Валерий Гергиев дирижировал оркестром во время исполнения музыки Стравинского по памяти, поскольку партитура на его пюпитре уже была завалена букетами.
Фестиваль русской музыки проходит в рамках нацпроекта «Культура», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.
Елена Немирова