"Пиковая дама" 12+
Виртуальный концертный зал Псковской областной филармонии. Кинопоказ спектакля.
Виртуальный концертный зал Псковской областной филармонии
"Пиковая дама"
Пётр Ильич Чайковский
«... Или я ужасно ошибаюсь, или "Пиковая дама", в самом деле, шедевр...» — писал Петр Ильич Чайковский Великому князю Константину Константиновичу. Что же, время расставило все по своим местам — созданная всего за 44 дня во Флоренции опера приобрела поистине планетарную известность и продолжает удерживать пальму первенства среди всех русских опер в мировом репертуаре.
О спектакле
«Пиковую даму» считает лучшим творением Чайковского всемирно известный дирижер, народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев. Он взял на себя руководство музыкальным процессом воссоздания постановки в «Геликон-опере». Оригинальное прочтение, современный сценический язык, влюбленность в музыку Чайковского, ставшие отличительными чертами геликоновской «Пиковой дамы», сохранились и в новой версии. К этому добавились вдумчивый взгляд маэстро Федосеева, потрясающие сценические возможности нового зала и артистический талант геликоновской труппы.
«Дмитрий Бертман и его режиссура не укладываются в рамки привычных характеристик, ярлыков и штампов. Для традиционалистов, жаждущих видеть, а лучше только слышать оперу в ее застывшем музейном варианте, а еще лучше — в концертном исполнении (так, кстати, предпочитал Мстислав Ростропович, несмотря на свой революционный характер), Бертман слишком «режиссер». Для «свободных радикалов», требующих «приращения смыслов» и делающих сегодня погоду в идеологии музыкального театра, он слишком консервативен — считается с текстом, сюжетом, не искажает авторских смыслов и — что уже совсем «возмутительно» — знает ноты и уважительно относится к партитуре. А потому его «Пиковая дама» — это провокация для всех «лагерей и партий». Но на то он и Дмитрий Берман, создавший свой оперный театр, не похожий на другие», — пишет музыкальный обозреватель и журналист Екатерина Кретова в «Московском комсомольце».
Краткое содержание
1 действие.
Петербуржцы с детьми гуляют в Летнем саду. Герман влюблен в знатную девушку, имени которой не знает. Оказывается, что это Лиза, наследница Графини и невеста князя Елецкого.
Внук Графини Томский рассказывает, что некогда его бабушка узнала в Версале тайну трех выигрышных карт. Гроза разгоняет гуляющих. Герман загорается мыслью о трех картах.
Невеста Томского княжна Полина и другие барышни собрались у Лизы после ее помолвки. Графиня присылает Гувернантку прекратить веселье. Гостьи расходятся, Лиза отсылает горничную Машу. Герман приходит, чтобы объясниться с Лизой…
На балу игроки Чекалинский и Сурин дразнят Германа тайной трех карт. Елецкий говорит Лизе о своих чувствах, но все ее мысли — о Германе. Лиза назначает ему свидание.
2 действие.
Лиза, Полина и Томский разыгрывают «пастораль» о пастушке Прилепе, бедняке Миловзоре и богаче Злаготогоре.
Чтобы попасть в комнату Лизы, Герман должен пройти через покои Графини. Происходит роковая встреча. Графиня умирает, не раскрыв тайны трех карт…
Герман вспоминает похороны Графини. Является призрак покойной, велит спасти Лизу и называет три карты: тройку, семерку и туза.
Лиза отказала Елецкому, все ее надежды связаны с новой любовью. Безумие Германа, помешавшегося на идее трех карт, означает для Лизы гибель.
Все игроки в сборе — и несчастный в любви Елецкий, и Нарумов, и даже Чаплицкий, которому Графиня некогда открыла роковую тайну. Чекалинский мечет банк. Герман впервые вступает в игру. Он дважды выигрывает. На третий раз в его руке вместо заветного туза оказывается пиковая дама…
Действующие лица и исполнители:
Лиза — Елена Михайленко
Герман — Иван Гынгазов
Графиня — Лариса Костюк
Князь Елецкий — Пётр Соколов
Граф Томский — Алексей Исаев
Полина — Ирина Рейнард
Гувернантка — Валентина Гофер
Над спектаклем работали:
Режиссер — Дмитрий Бертман
Режиссер — Валерий Спирин
Музыкальный руководитель воссоздания спектакля — Владимир Федосеев
Дирижер — Валерий Кирьянов
Продолжительность 2 часа 49 минут, без антракта.