Пасхальная драма "Царь Иудейский" 6+
В рамках ПСКОВСКОГО ПАСХАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ
Музыка А.К. Глазунова
Губернаторский симфонический оркестр Псковской области. Дирижер - Алексей Репников
Сводный хор Псковского областного колледжа искусств имени Н.А. Римского-Корсакова (ПОКИ). Хормейстер - Инна Суровицкая
Солисты Хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии
Чтец – Народный артист России Игорь Скляр
В конце 1911 года известный всей России поэт, пишущий под псевдонимом К. Р., начал работу над пьесой «Царь Иудейский» о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Это драматургическая обработка евангельского сюжета о въезде Иисуса Христа в Иерусалим, заговоре против него, суде, распятии и чудесном воскресении. Под псевдонимом К. Р. публиковался двоюродный дядя Николая II, великий князь Константин Константинович Романов (1858–1915) – поэт, писатель, переводчик, музыкант, общественный деятель, военачальник. Поэзия К. Р. была очень популярна.
Священный Синод запретил постановку пьесы «Царь Иудейский». Однако ее опубликовали, и она стала самым значительным произведением в творчестве К. Р.
Любительская постановка пьесы смогла осуществиться в 1914 году в Эрмитажном театре по личному разрешению Николая II. В 1917 году, уже после смерти автора, пьеса была с огромным успехом поставлена в Театре Незлобина. В 1918 году она была запрещена, а вскоре лег запрет и на все наследие К. Р.
Музыка к духовной драме «Царь Иудейский» заслуживает особого места в ряду театральных работ Алексея Константиновича Глазунова. Вспоминая об этой работе, композитор рассказывал: «Между консерваторскими занятиями я начал думать о вступлении к драме и характеристике Христа. Перед тем как начать оркестрировать, я хотел повидаться с Великим Князем, и свидание состоялось скоро в Павловском дворце. Я ему сыграл свою музыку на фортепиано, которую он одобрил...»
Оркестровое вступление к пьесе, антракты и несколько инструментальных и хоровых номеров, сопровождающих отдельные моменты сценического действия, представляют собой законченное симфоническое повествование. Ближайшими образцами для композитора в этом отношении послужили бетховенский «Эгмонт» и «Князь Холмский» Глинки.